Аналитика

Нужна ли лицензия для ведения курсов подготовки к ЕГЭ?

О необходимости получения лицензии на осуществление образовательной деятельности ИП, предполагающему открытие онлайн-школы для подготовки клиента к сдаче ЕГЭ, ОГЭ


В рамках своей работы я часто открываю способы решения клиентских задач немного в ином порядке, чем предполагает сам вопрошающий о юридической помощи.
Не так давно один из таких клиентов обратился с вопросом подготовки договоров на оказание услуг, в рамках которых он как индивидуальный предприниматель мог бы помогать обучающимся готовиться к ЕГЭ, привлекая для этого уже обученных этой теме консультантов. 
Вместе с тем, поскольку указанный вид деятельности на мой взгляд граничил с деятельностью образовательной, которая может быть осуществлена только по лицензии, мы решили, что до решения вопроса о разграничении консультационных услуг и услуг при осуществлении образовательной деятельности договоры разрабатывать я не буду.
Полагая вопрос необычайно актуальным для большого количества предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению различного рода курсов, онлайн-консультаций, решил не обойти результат своей работы по этому вопросу стороной для посещающих мой сайт и немного углубиться в вопрос о необходимости (или ее отсутствии) получать лицензию тому, кто собирается помогать школьникам не дать маху на предстоящей аттестации.


Лицензирование образовательной деятельности


Образовательные услуги


При решении вопроса об основаниях обязательности получения лицензии, субъектом, предполагающим ведение образовательных или схожих с ними услуг (консультационные услуги), нужно определить что из себя представляют образовательные услуги и являются ли они предметом (объектом) лицензирования.
Это имеет принципиальное значение, поскольку законодательство о лицензировании, равно как и специальные нормативные акты в сфере образования, различают образовательные услуги и образовательную деятельность.
Есть ли между ними разница и что из них в действительности подлежит лицензированию? 
Сразу следует указать: прямого определения образовательных услуг в законе нет.
Вместе с тем, с учетом системного толкования законодательства Российской Федерации (Гражданского кодекса РФ и специальных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования) и его смысла следует указать на следующие признаки, определяющие итоговое понятие таких услуг.
Прежде всего, само понятие услуг определяется нормами Гражданского кодекса РФ, которым таковые отнесены к объектам гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса РФ)  и разделены на возмездные и безвозмездные.
Учитывая коммерческую направленность деятельности субъекта и намерение вести правомерную предпринимательскую деятельность, предметом нашей оценки может быть только возмездное оказание услуг.
При прямом толковании п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ оказанием услуг является совершение их исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности на возмездной основе.
Между тем, общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование регулируются специальным федеральным законом, а именно федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требования которого необходимо учесть при оценке предполагаемых услуг онлайн-школы на предмет их существа при дальнейшем решении вопроса о необходимости получения лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Несмотря на то, что закон носит специальный характер, как указано выше, прямого определения понятия «образовательные услуги» закон не содержит.
В статье 2 указанного нормативного правового акта содержатся указания на ряд понятий и категорий (в том числе «образование», «воспитание», «обучение»), совокупность смыслов которых позволяет определить, что из себя представляют соответствующие услуги.
Согласно п. 1-3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании):
 Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
 Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
В зависимости от источника финансирования различают:
- бесплатные образовательные услуги, оказываемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (п. 3 ст. 5, п. 8 ст. 34 Закона об образовании);
- платные образовательные услуги, оказываемые по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (ст. 54, 101 Закона об образовании).
В силу п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1441 платные образовательные услуги - осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.
Таким образом, по смыслу совокупности вышеприведенных норм под образовательными услугами можно понимать услуги, оказываемые организациями или индивидуальными предпринимателями в ходе осуществления  образовательной деятельности, в рамках которой осуществляется единый процесс воспитания и обучения обучающегося.
Тем самым образовательные услуги законом сведены к осуществлению образовательной деятельности и вне ее осуществления такие услуги оказаны быть не могут.


Требования законодательства РФ к лицензированию образовательной деятельности 


Обязательность требований о лицензировании образовательной деятельности


В соответствии с п. 40 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Как следует из п. 1  ст. 90 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 
В рамках этого же закона (п. 17 ст. 2) к образовательной деятельности отнесена деятельность по реализации образовательных программ.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона об образовании образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Из правил ст. 12 такого закона следует, что образовательные программы определяют содержание образования. 
Законодатель устанавливает, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Согласно ст. 59 Закона об образовании освоение образовательных программ освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ,  завершается обязательной итоговой аттестацией, представляющей собой представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Пункт 3 статьи 60 такого закона также устанавливает, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 60 этого закона предусмотрено, что в Российской Федерации выдаются документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В этой связи следует сделать вывод, что раскрытие понятия «образовательная деятельность» недопустимо вне учета смысла категорий «образование», «воспитание», «обучение», «итоговая аттестация», «документы об образовании и (или) квалификации», «документы об обучении», приведенных в ст. 2 Закона об образовании.
Пунктом 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным  постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
Согласно приложению к таким услугам, например, относятся реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, или, например, реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Особенности образовательной деятельности, которую осуществляет индивидуальный предприниматель


В соответствии со ст. 32 Закона об образовании индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
Закон указывает, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по:
- основным общеобразовательным программам;
- дополнительным общеобразовательным программам;
-  программам профессионального обучения. 
Применительно к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным  постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» такой перечень носит специальный характер и ограничивает право индивидуального предпринимателя вести образовательную деятельность только по вышеприведенным трем видам программ.
Что подразумевают под собой такие программы?
Основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (в силу пп. 1 п. 3 ст. 12 Закона об образовании).
Дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (пп. 1 п. 4 ст. 12 Закона об образовании).
Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (пп. 3 п. 3 ст. 12 Закона об образовании).
Рассмотрим пример с реализацией ИП дополнительных  общеобразовательных программ, в отношении которых принят приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
В указанном нормативном акте отмечено, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (п. 3).
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (п. 5).
Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.
Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. 
Как видно из вышеуказанного, реализация дополнительных общеобразовательных программ всегда направлена на достижение определенных общеполезных и социальных целей обучающегося, оценку освоения им соответствующей программы и выдачу такому лицу документа об образовании и (или) о квалификации либо документа об обучении.
Таким образом, применительно к ст. 2, 12, 32, 59, 60 Закона об образовании, Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным  постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» лицензированию подлежит деятельность, в том числе индивидуальных предпринимателей по реализации образовательных программ, указанных в п. 3 ст. 32 Закона об образовании (основные общеобразовательным программамы, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения), с проведением итоговой аттестации и выдачей соответствующего документа об образовании и (или) квалификации.


Судебная практика арбитражных судов, указывающая на отсутствие необходимости лицензировать деятельность, не связанную с реализацией образовательных программ

 

         Определяющее значение в этом вопросе имеет практика арбитражных судов, которые весьма стойко стоит на позиции отсутствия обязанностей по лицензированию консультационной деятельности, не связанной с реализацией образовательных программ и выдачей каких-либо итоговых документов в связи с этим.
       Приведу ряд выдержек из практики арбитражных судов за 2019-2021 г.

1


Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2019 по делу No А07-4998/2019 :
«…..оказание консультационных услуг для подготовки к экзаменам не может быть приравнена к деятельности по реализации образовательных программ, которая должна быть подтверждена соответствующими доказательствами, которые отсутствуют. Следовательно, деятельность по оказанию консультационных услуг не подлежит лицензированию.
Необходимо отметить, что признаками образовательной деятельности, является проведение итоговой аттестации по завершению освоения образовательных программ и выдача документа о прохождении обучения ст. 59, 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», указанные признаки в данном деле также отсутствуют….».



Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 г. No А07-4998/2019: 
 «… как верно отмечено судом первой инстанции, образовательная деятельность – это реализация, прежде всего, разработанных и утвержденных образовательных программ, заявителем не представлено доказательств применения предпринимателем каких-либо уже существующих и утвержденных образовательных программ. 
Само по себе определение видов экономической деятельности предпринимателя в форме определенных кодов ОКВЭД не свидетельствует о фактическом осуществлении лицом образовательной деятельности (дополнительного образования), требующей получения лицензии, также не свидетельствуют об этом и условия договоров аренды, наличие в помещениях учебной мебели. 
Не представлено и каких-либо доказательств существования критериев и системы оценки, равно как и отсутствуют оценочные материалы, что является одним из составляющих образовательной деятельности….»



Постановление Арбитражного суда Уральского округа No Ф09-6005/19  по делу № А07-4998/2019:


             «….Оказание консультационных услуг подтверждается объяснениями Сибагатуллиной И.З. от 04.02.2019, которая указывает, что оказывала консультации по конкретным предметам школьной программы; объяснениями предпринимателя об оказании консультаций для целей сдачи ЕГЭ.  При этом доказательств применения предпринимателем каких-либо образовательных программ в смысле, придаваемом ст. 2 Федерального закона No 273-ФЗ, прокурором в материалы деле не представлено. 
Из названных договоров не следует, что ИП Лукша Р.С., оказывая консультационные услуги, определялось периодичность консультаций, их общее количество (т.е. консультация может носить как разовый, так и постоянный характер), имелся какой-либо план, в соответствии с которым осуществляется спорная деятельность, тогда как образовательная программа предполагает учебный план, календарный учебный график. 
Прокурором не представлено каких-либо доказательств существования критериев и системы оценки полученных знаний, оценочные материалы отсутствуют, тогда как это является одним из составляющих образовательной деятельности. 
Наличие у лиц, оказывающих консультационные услуги, специального образования, а также включение в договоры оказания услуг, заключаемые предпринимателем с родителями, условий предмета, по которому проводится консультирование, само по себе не доказывает факт осуществления предпринимателем образовательной деятельности, подлежащей лицензированию…».





Решение Арбитражного суда Калужской области от 23.12.2020 по делу No А23-8784/2020


              «… представленные министерством в качестве доказательств документы, не позволяют ни отнести осуществляемую предпринимателем деятельность к образовательной деятельности, ни признать осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в отсутствие последней. В нарушение требований статей 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерством не собрано доказательств реализации предпринимателем в ходе своей деятельности конкретных образовательных программ, по форме, виду и содержанию соответствующих термину "образовательная программа", установленному пунктом 9 статьи 2 Закона No273-ФЗ. Из пояснений предпринимателя следует, что  после окончания занятий, каких-либо документов, подтверждающих получение дополнительного образования, предпринимателем не выдается"


Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 г. по делу № А23-8784/2020 20АП-485/2021

«…...периодичность и количество занятий ею не определялись и фактически зависят от запросов родителей детей; занятия могут носить разовый характер; после окончания занятий каких-либо документов, подтверждающих  получение дополнительного образования, предпринимателем не выдается.

…..заключение предпринимателем договора простого товарищества также не подтверждает факт осуществления предпринимателем образовательной деятельности. Из раздела 2 указанного договора следует, что
 Созонтова М.Н. занимается подбором учебных программ по подготовке детей к школе, проведением группового и индивидуального репетиторства по учебным программам дошкольного образования.#nbsp;
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции справедливо посчитал, что указанные лица оказывают консультационные услуги и репетиторство, а не образовательную деятельность.#nbsp; Доказательств обратного министерством, вопреки положениям статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено,  как и не подтверждена разработка программ обучения, либо их фактическое осуществление, либо наличие лицензии.



                                                                           3

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2021 по делу N 88-6713/2021




«…Образовательная деятельность  подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.Как установлено в ходе рассмотрения дела, между сторонами был заключен договор на оказание 
консультационной услуги, а не образовательной.  Каких-либо обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о том, что ИП М. осуществляла  образовательную деятельность, судом не установлено. Принимая во внимание, что 
услуга  по договору оказания консультационных услуг
 ответчиком оказана своевременно и в полном объеме, стоимость оказанной услуги была согласована сторонами и оплачена истцом, сертификат о прохождении базового курса истцом получен, а также отсутствие нарушения прав истца как потребителя, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований…».



                                                                        Выводы


Из положений, которые  приведены в параграфах «образовательные услуги» и «требования законодательства РФ к лицензированию образовательной деятельности» следует, что деятельность индивидуального предпринимателя по оказанию услуг вне предоставления образовательных программ определенного вида, без осуществления им единого процесса воспитания и обучения  и без выдачи обучающемуся документа об образовании и (или) квалификации, обучении не может быть квалифицирована как образовательная деятельность.
Закон обязывает индивидуального предпринимателя получать лицензию только в тех случаях, когда все приведенные выше признаки характеризуют его деятельность.
При предоставлении преподавателями онлайн-школы клиенту информации о способах поиска ответов на вопросы тестов или услуг по разъяснению порядка, методов подготовки к правильному решению задач тестов речь может идти в большей мере о консультационных услугах, поскольку, как минимум, в этом процессе отсутствует процесс воспитания заказчика, без которого образование с учетом смысла п. 1 ст. 2 Закона об образовании не осуществляется.
Кроме того, клиенту при оказании такого рода услуг не осуществляется итоговая аттестация, не присваивается квалификация по результатам обучения, не выдается документ об образовании или обучении, которые также являются неотъемлемой частью образовательной деятельности по смыслу ст. 12, 59, 60 Закона об образовании и Приложения 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным  постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».
При этом ведение деятельности по оказанию консультационных услуг при формальном заключении с клиентами договоров с соответствующим наименованием, но при фактическом оказании платных образовательных услуг и ведении образовательной деятельности не может быть признано правомерным и может повлечь за собой ответственность индивидуального предпринимателя, установленную законом.
Важно помнить, что при ведении индивидуальным предпринимателем деятельности без привлечения педагогических работников риск признания его деятельности незаконной в нарушение требований закона о лицензировании снижается, поскольку индивидуальный предприниматель вправе вести образовательную деятельность самостоятельно без обязательности ее лицензировать.
Риск признания деятельности незаконной повышается в тех случаях, когда индивидуальный предприниматель фактически реализует деятельность по реализации - основных общеобразовательным программам, дополнительных общеобразовательных программам и  программ профессионального обучения. 











2021-11-23 22:55